c4ffc92d

Как Тигипко торгуется с Фондом гарантирования за Диамантбанк

тигибко

Неплатежеспособным Диамантбанком заинтересовался Сергей Тигипко и его ТАСкомбанк. В честь этого, Фонд гарантирования решил отсрочить его окончательную ликвидацию, продлив срок работы временной администрации в банке еще на месяц.

Появится ли на украинском рынке новое финучреждение на базе Диаманта, но уже под руководством Тигипко?

Почему ТАС

Намеки на банк Сергея Тигипко стали появляться почти сразу после введения в Диамант временной администрации. О том, что сценарий по Диаманту тоже будет нестандартным еще в конце апреля (ВА в банк зашла 24 числа) говорил экс-предправления банка Дмитрий Ходачук. Уже тогда он заявлял, что есть надежда создать на базе Диаманта переходный банк. 23 мая он же сообщил, что заявка со стороны потенциально инвестора успешно подана в Фонд гарантирования. В конце мая окончательно выяснилось, что речь идет именно о ТАСкомбанке.

«Заявка на переходный банк инвестором подана. Гарантийный взнос заплачен. Теперь вопрос к инвестору и Фонду гарантирования вкладов — какой будет структура баланса переходного банка, сколько денег вкладчиков будет компенсировано и получится ли его создать вообще — это еще один тест для регулирующих органов страны» — говорил Ходачук.

Кандидатура ТАСкома и без того была наиболее вероятной. Банк Тигипко — один из «принимающих банков», то есть финучреждение, которое имеет право «покупать» банкроты на стадии ВА. Кроме ТАСа такой статус от НБУ получили только Укрсоцбанк, Альфа-Банк, ПУМБ и Кредит Днепр. Каждый из них рассматривал варианты с поглощением/покупкой активов неплатежеспособных финучреждений.

До сих пор сделать это ТАСкому не удавалось. Зимой банк рассматривал вариант с Платинум Банком, который тоже пошел по пути удлиненной временной администрации (два месяца вместо одного). Но тогда банк Тигипко не устроила структура активов и пассивов Платинума с хорошим розничным кредитным портфелем, и дорогими обязательствами по депозитам.

«ТАСкомбанк сам отозвал свое предложение по Платинуму. Они посчитали, что это для них экономически нецелесообразно. Они изучили детально базу данных и поняли, что оболочка от того, что есть на самом деле, отличается довольно сильно» — говорил журналистам глава Фонда гарантирования Константин Ворушилин.

Но и без этого в последнее время ТАС ведет себя на рынке довольно агрессивно — в конце прошлого года Тигипко выкупил у греческих собственников Universal Bank. Сейчас банк активно наращивает базу розничных клиентов под кредитование, став одним из участников мобильного банка, который разработали экс-приватовцы Гороховский, Дубилет и Рогальский.

Борьба заявлений

По словам Ходачука, ТАС изначально был готов сформировать за счет собственных денег 500 млн грн уставного капитала нового банка. При этом он подчеркнул, что вопрос заключался скорее не в возможностях Тигипко, а в том, допустит ли такой сценарий сам Фонд. Параллельно Ходачук обвинил руководство ФГВФЛ в нежелании отдавать в переходный банк наиболее ликвидные активы.

«Куча качественной недвижимости, кэша. Ликвидировать и ликвидировать. Решение не принимается, а постоянно откладывается. Видимо ждут, какой-то формальной причины.Заявка ТАСа есть. Сейчас, по моим данным, на ТАС оказывает давление как НБУ, так и Фонд, чтобы тот исключил из своей заявки часть активов» — писал Ходачук.

В ответ на это Ворушилин заметил, что ему непонятна «игра, которую ведет Ходачук». Но интерес ТАСкома к Диамантбанку подтвердил, и действительно признал, что первоначальное предложение банка Фонду не понравилось.

«Создать банк, дать ему 500 млн грн живыми деньгами плюс еще 500 млн грн субординированного долга, чтобы выплатить 1,2 млрд грн вкладчикам — это очень сомнительное мероприятие. Если кредиторы 4-й очереди еще на что-то могут рассчитывать, то на седьмую очередь, к которой относятся юрлица, активов не хватает», — заявил Ворушилин, пояснив, что Фонд таки попросил ТАС пересмотреть свою первую заявку.

В ФГВФЛ при этом в контексте «странной игры Ходачука» отмечают подозрительную активность энтузиастов, которые призывают сохранить банк и удовлетворить заявку принимающего финучреждения.

«Верояно НБУ не позволит ни ему, ни акционерам создавать банк, поскольку считает, что их репутация испорчена. И их повышенная активность, в том числе и организация огромного количества писем от корпоративных клиентов в адрес Фонда, которые настаивают на создании переходного банка, результатов не даст», — отмечал Константин Ворушилин.

Медиа-сопровождение в истории с Диамантбанков действительно было необычным. Помимо активности Дмитрия Ходачука в Facebook, на сайте президента появилась соответствующая петиция, а после этого Фонд получил около сотни одинаковых писем с аналогичным призывом, но уже от юрлиц-кредиторов.

«В ситуации, которая сложилась, выведение Диамантбанка с рынка путем создания переходного банка будет наименее затратным способом для Фонда, и самым рациональным и экономически-обоснованным для кредиторов Диамантбанка», — говорится в типовом обращении.

Как говорят в ФГВФЛ, некоторые из этих писем выглядят просто копиями одного аналогичного документа, но с печатями разных предприятий.

Торги за активы

По словам Ворушилина, ТАСкомбанк претендует как на активы, так и на пассивы Диаманта. В этом и заключается проблема потенциальной сделки: активов должно хватить на то, чтобы рассчитаться хотя бы с вкладчиками-физлицами банка. На большее банк Тигипко вряд ли может рассчитывать. То есть расчеты с частью юрлиц скорее всего возьмет на себя Фонд гарантирования, а для этого ему нужны активы Диаманта, которые можно продать.

«По закону, переходному банку должны передаваться все гарантированные пассивы неплатежеспособного банка. Если же будет выбран вариант, когда ТАСкомбанк принимает часть активов и пассивов, ФГВФЛ может предоставить ему финансовую поддержку, но только в случае, если объем активов будет меньше, чем полученные обязательства Диамантбанка», — рассказывает финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.

Выходит, что торговаться стороны (ТАСкомбанк и Фонд гарантирования) могут за конкретные активы, которые могут остаться в Фонде и пойти на последующую продажу или же перейти в собственность группы Сергея Тигипко. На просьбу прокомментировать ситуацию, в ТАСкомбанке ответили отказом.

«На что именно намекают в Фонде гарантирования, говоря об испорченной репутации Ходачука и пересмотре ТАСом изначальной заявки, не очень понятно. Но все это наталкивает на мысль, что имеющаяся сейчас единственная заявка от ТАСкомбанка не гарантирует, что спасение Диамантбанка пойдет именно по желаемой для него схеме» — говорит старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.

По словам Демкива, ситуацию сильно обостряют еще и кредиты связанных лиц Диаманта, которые, по данным аудиторского отчета банка за 2016 год, охватывали 44% валового кредитного портфеля банка или 1,8 млрд грн. Эти активы не могут перейти в переходный банк. Для Фонда это фактически значит, что эти 1,8 млрд скорее всего придется просто списать. А в ущерб себе в этом случае Фонд гарантирования действовать точно не будет.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий