Алексей Навальный «сделался единственным лицом оппозиции», утверждает в своей статье в The New York Times журналист Олег Кашин. [Все цитаты приведены в переводе с английского текста на сайте издания. — Прим. ред.]. «Но действительно ли он — та заноза в боку президента Путина, которой он кажется?» — задается вопросом автор.
«Впервые за 17 лет власти Путина у него есть один основной оппонент — доминирующий лидер оппозиции, который, в сущности, очень похож на Путина. Как и президента, Навального невозможно отнести ни к левым, ни к правым. Его идеологические высказывания расплывчаты и противоречивы. Даже на простые вопросы — например, о политическом статусе Крымского полуострова — Навальный пытается отвечать в общих чертах», — говорится в статье.
«При работе со сторонниками Навальный избирает авторитарный стиль лидерства. Его ближайшие товарищи вышли из числа наемных сотрудников его Фонда борьбы с коррупцией — это люди, которым он платит зарплату и для которых он всегда будет начальником, а не партнером (очень похоже на Путина)», — говорится в статье. Кашин также пишет, что Путин «сознательно стремится сделать так, чтобы люди идентифицировали его с Россией», а «многие сторонники Навального — его личные фанаты».
«Некоторые хулители Навального обвиняют его в работе на Кремль. Это, вероятно, не так. Но вполне возможно, что Навальный непреднамеренно обслуживает интересы Путина», — говорится в статье.
По мнению автора, нельзя исключать, что Навальному предоставят возможность баллотироваться на президентских выборах 2018 года: «Если Путин будет баллотироваться, ему придется продемонстрировать, что это настоящие выборы и что он способен победить не только фиктивных противников, которых выбирает сам, но и настоящего лидера оппозиции».
«Путин и Навальный не могут обойтись друг без друга, и их конфронтация каким-то образом перерастает в состояние созависимости, очевидный результат которого — копирование путинской модели лидерства в антипутинской оппозиции», — говорится в статье. Путина можно критиковать за уничтожение демократических институтов в России, и по этой логике альтернативой Путину должна быть демократия.
«Но тут работает и другая логика: Путин — попросту плохой авторитарный лидер, неэффективно применяющий свою неограниченную власть, и если бы его сменил Навальный, то в России все бы уладилось — даже без демократии», — пишет Кашин.