c4ffc92d

Выяснение значения и происхождения фамилии

Что из себя представляет фамилия? Это домашнее прозвание, которое сообщается без перемен из поколения в происхождение. На Руси в старину фамилий не было, человек обращался названием и отчеством. При этом отчество и произносилось, и сообщалось без обычных нам суффиксов -вич (у парней) и -вн (у девушек).

Если человека звали Евгений Никифоров или Виктория Кузьмина, это обозначало лишь то, что папой Евгения был Никифор, а папой Дарьи – Кузьмич. В Исландии такое именословие сохраняется до настоящего времени. К примеру, Гуннар Бьернсон значит «Гуннар сын Бьерна»; дочь данного Гуннара по имени Ингрид будет зваться не Ингрид Бьернсон, а Ингрид Гуннарсдоттир, другими словами «дочь Гуннара».

Домашние прозвания, похожие на фамилии, у жителей России были в ходу давно. К примеру, если к человеку прилепилась кличка Кисель, его супругу звали Киселихой, их детей, а временами и потомков – Киселевыми. А реальными фамилиями такие прозвания не назовешь, поскольку далее детей или в крайнем случае потомков они не сдерживались.

Регулярными фамилиями прежде иных завладели князья, которые назывались по собственным владениям. Князья Бельской волости с центром в городе Бельске звались Бельскими, обладатели Воротынской волости – Воротынскими, и прочие. Позднее укрепились фамилии в семьях бояр – княжих дружинников и советников, затем у княжих и боярских слуг – дворян, «детей боярских», «жильцов», дьяков, подьячих и других служилых людей.

Наследственных владений у них не было, земли с крестьянами подавались им в карьерное использование вместо зарплаты, и называться по подобным владениям было не принято.

Еще позднее возникли регулярные фамилии у торговцев, горожан, священно- и церковнослужителей, а потом и у фермеров (впрочем очень многие фермеры среди прежних крепостных оставались бесфамильными вплоть до XXвека).

Большинство отечественных, российских и украинских фамилий подбирались от личного имени или прозвания прародителя. Отчетливой грани между названием и прозванием не было. Рекомендуем посетить сайт https://geno.ru/article/sekret-vashej-familii/ если возникнут вопросы по данной теме.

При крещении каждому подавалось имя в честь какого-то католического непорочного, а в быту его применяли нечасто. Практически у всех парней, кроме крестильного имени, было светское имя-прозвище.

Оно могло быть католическим: немногие помнит, что священной равноапостольный король Владимир в крещении был назван Валерием, а Евгений Взыскательный – Титом.

А светским названием могло стать и любое другое слово – Айда, Бабушка, Волк, Жолудь, Погадай, Томилко, Черт, Шея и Вампир Крутой.

Исследованием возникновения фамилий занимается ономатология. В отдельных случаях выяснить значение собственной фамилии довольно легко.

Понятно, что у Максимовых некоторого прадеда звали Константином, у Евстафьевых – Евстафием, у Зайцевых предок призывался Зайцем (имя достаточно известное в XIV-XVIIвеках), а отец Мельниковых вероятнее всего имел мельницу.

А что, если ваша семья носит фамилию Кареповы, Ткалун, Шульга, Плехоткины или Корбуковы? В таких случаях загадка возникновения фамилии вполне может быть разгадана в процессе ономастического изучения.

Лишь оно позволит найти румынские истоки фамилии Урсу или установить, как в XVI веке был замечен дьяк Велосипедов, если первые велики были сделаны в самом начале XIX столетия.

Тем не менее, временами и ономастики мало. Не покопавшись в домашней истории, невозможно увидеть, что отпрыски француза Бове стали Бовиными, потомки итальянца Марини – Мариниными, а британцы Гамильтоны, угодив в Россию, преобразовались вначале в Гаментовых, а затем вообще в Хомутовых.

Другими словами, ономатология и родословная плотно сплетены вместе. И обе они ведут нас в дальнее прошлое – в историю нашей семьи, нашего края, России.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий